Мои публикации в СМИ

 

Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края «Краснодарский историко-археологический музей-заповедник

им. Е. Д. Фелицына»

Муниципальное казённое учреждение муниципального образования город Краснодар «Краснодарский научно-методический центр»

 

 

 

Методическое пособие 

«Ознакомление дошкольников с историей и культурой Кубани»

 

 

 


 

 

 

Краснодар, 2021


2.5.    Краснодар - Екатерины дар           

Конспект культурной практики «Краснодар – Екатерины дар»

 

Амбарцумян Екатерина Рамазановна, заместитель заведующего

 МБДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад № 232»

 

Цель: обогатить знания детей об истории Кубани.

Задачи: 

Образовательные

-               приобщать детей к народной культуре; - расширять словарный запас дошкольников.

Развивающие

-               развивать познавательный интерес к истории своего народа; - развитие творческих способностей детей.

Воспитательные

-               воспитание патриотических чувств;

-               воспитание чувства ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края.

Оборудование, материалы и оснащение: интерактивное оборудование; презентация «Краснодар Екатерины дар» (с изображениями экспонатов музея им. Е. Д. Фелицына «Екатерина Великая», «Екатеринодарская крепость»), фоновая музыка для подвижных игр (народная), дудка, красный флажок, 5 – 6 больших платков (шалей).

 

Предварительная работа: разучивание песни «Мы с тобой казаки» (вся группа); заучивание с ребятами стихотворения «У нас на Кубани» (4 воспитанника).

 

Ход культурной практики:

Мотивация

Воспитатель - Здравствуйте, ребята!

Свободные высказывания детей. 

Воспитатель - Знаете ли вы, что такое музей и для чего он нужен? 

Свободные высказывания детей. 

Воспитатель – Вы совершенно верно сказали. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию по музею им. Евгения Дмитриевича Фелицына и посмотрим на экспонаты, представленные в нем. А для начала хочу у вас спросить, как надо относиться к музейным экспонатам? 

Свободные высказывания детей. 

Воспитатель – Полностью с вами согласна! Почему мы должны бережно относиться к этим объектам? 

Свободные высказывания детей. 

Воспитатель – Прошу обратить внимание на экран.

На экране изображение экспоната музея им. Фелицына «Екатерина Великая» Воспитатель - Вы знаете, кто изображён? 

Свободные высказывания детей. 

Воспитатель – Отлично! Да, перед вами Екатерина Великая. Она - государыня российская, императрица, которая в XVIII веке стала царицей государства Российского. Она укрепила российскую державу. В ее правление достигла влияния и могущества, она умела дружить с другими государствами, а с теми, кто хотел напасть на страну, не давала своих подданных в обиду, она приказывала своим генералам собирать войска, воевала и выигрывала войны.  В государстве всё было хорошо и спокойно, было всего много, поэтому население государства в те времена увеличилось почти в два раза. 

Воспитатель - А сейчас я вам предлагаю взять бинокли, вы можете их сделать из своих кулачков и внимательно рассмотреть изображение на экране. Что интересного вы заметили? 

Свободные высказывания детей. 

Воспитатель – Это изображение экспоната из музея им.Фелицына, фигура выполнена из воска (восковая).

- А из чего еще делают скульптуры? 

Свободные высказывания детей. 

Воспитатель - Царица Екатерина думала о защите южных рубежей нашей страны и хотела, чтобы на постоянной основе тут жили люди, способные защищать эти места, как свои родные. Тогда она понимала, что, если собрать всех казаков с России и подарить им земли на юге страны, они будут очень благодарны. И более того будут самоотверженно защищать свои земли и границы Родины. Она была очень мудрой царицей, потому так и сделала. И так как земли вольные казаки получили в дар от Екатерины, то и первоначально «войсковой град» получил название Екатеринодар. В благодарность Екатерине в городе имеется памятник с самой Императрицей и казаками, у ее ног, и той самой «Жалованной грамотой», которой она одарила казаков землей. Давайте споём песню, которую мы знаем о казаках.

 

Песню «Мы с тобой казаки» исполняют дети с воспитателем и музыкальным руководителем.

 

Воспитатель -  Сколько положительных эмоций дают добрые песни. Как вы считаете? 

Свободные высказывания детей. 

А теперь можем поиграть, хотите?

Свободные высказывания детей. 

Игра «Казачья» Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре круга стульчик - «боевой конь», на котором сидит «командир», в руках у него дудка и красный флажок. Дети по кругу скачут на воображаемых лошадях, левая рука вытянута вперед, правая поднята вверх. По сигналу дудки «командир» соскакивает с «коня», кладет флажок на пол и становится в общий круг. Все дети маршируют по кругу за «командиром». «Командир» дудит в дудку. Двое ребят, остановившиеся рядом с лежащим на полу флажком, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны по кругу. Тот, кто первым возьмет флажок и вскочит на «боевого коня», становится «командиром».

 

Воспитатель - Молодцы, ребята! Отлично размялись. Посмотрите, что это на экране? 

Свободные высказывания детей. 

На экране изображение экспоната музея им. Фелицына «Екатеринодарская крепость»

Воспитатель - Предлагаю вам побеседовать о следующем экспонате музея им. Е. Д. Фелицина - макете Екатеринодарской крепости. Ребята, как вы считаете, для чего строились крепости? 

Свободные высказывания детей. 

Воспитатель – Интересные ответы. Со времен возникновения нашего города, крепость играла важную роль в военной и гражданской жизни. Она была заложена в 1793г. и должна была стать новым местом, где находилось управление войском, куренями, главными здания (почтой, больницей, библиотекой). Городом Екатеринодар считался лишь потому, что в нем находилась крепость и войсковое правительство. Крепость стояла на возвышенном месте вдали от городских кварталов, как бы прикрывая своими укреплениями со стороны реки. У крепости имелись укрепленные ворота -  башта. В самой крепости стояли курени (жилые помещения), образуя собой квадрат. В центре была установлена походная Троицкая церковь, замененная затем большим деревянным Вознесенским собором. Предлагаю вам построить из кубиков крепость, а потом продолжить рассказ.

Дети строят из деревянных конструкторов крепость.

Воспитатель – Хорошие и надёжные получились у вас крепости. В начале XIX века в Екатеринодарской крепости находились: денежная кладовая, пороховой погреб, артиллерийский арсенал. Позднее сюда был переведен войсковой госпиталь, и большая часть куреней стала больничными палатами. С Екатеринодарской крепостью связано как становление нашего города, так и многие исторические события. На крепостной площади проходили парады, посвященные знаменательным событиям. А в начале прошлого века на месте куреней были построены кирпичные здания (первые в нашем городе).  Чем же интересен и необычен кубанский курень? 

Свободные высказывания детей. 

Воспитатель - Молодцы! Хотите поиграть?

Игра «Курень» Ход игры:

В разных концах зала ставятся стулья (5 – 6 шт.), на которых лежат шали (большие платки). Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять - семь человек. Под веселую музыку дети перемещаются врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут платок и вытянутыми над головой руками натягивают его, делая крышу над головой.

 

Воспитатель - Ребята, вот мы с вами и пронаблюдали, что же такое курень. А сейчас дети, которые хотят могут рассказать стихотворение о нашем благодатном, богатом и любимом крае.

 

Стихотворение «У нас на Кубани» (читают четверо воспитанников)

 

1.Все в цвету: хутора и станицы

До чего же ты, край мой, красив

Все вокруг затопляет пшеница Золотой ненаглядный мотив.

 

2. От предгорий до плавней Тамани

Все хлеба и хлеба без конца

И гудят напряженно комбайны

И стучат напряженно сердца.

 

3.В хлебе солнце с землею роднится,

В хлебе сила и слава страны

И нечто с ним не сможет сравниться

Нет ни меры ему, ни цены.

 

4. Степь в хлебах, да над степью соколы,

Да сады – отрада для глаз

Быть кубанцем – честь высокая Край особенный у нас.

-               Спасибо, ребята! 

Рефлексия

Воспитатель - Действительно, наш край особенный. Нам очень повезло, что мы родились и живем в Краснодаре. 

-               Вам понравилось сегодняшнее путешествие в Краснодарский музей имени Е.Д. Фелицына?

-               Что нового вы узнали?

-               Ребята, вы молодцы! 

 

Если остается свободное время, можно предложить ребятам разделиться на группы и слепить из пластилина макет Екатеринодарской крепости. Поддержать детскую инициативу!  


За участие в создании электронного методического пособия наша дошкольная организация, в лице заведующего, Карпоевой Натальи Андреевны, была отмечена Благодарственным письмом МКУ КНМЦ. 





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ПИТАНИИ
Лабутина Е.Р., воспитатель.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 232»

Снижение количества потребляемых пищевых ресурсов и повышение их качества позитивно отражается на здоровье человека, позволяет экономить внутренние ресурсы организма, увеличивает время полноценной  работы внутренних органов, ответственных за пищеварение.  Пища – это тот ресурс, который используется ежедневно, изо дня в день. Во многом здоровье человека определяется качеством питания в детском возрасте.

Дети в дошкольном учреждении нередко отказываются от непопулярных в семье «простых» блюд – каш, овощных рагу и т.д.. Во многих семьях детям позволяют есть чипсы, пить сладкие газированные напитки, не соблюдаются элементарные правила здорового питания. В связи с вышеизложенным,   педагогическая работа по формированию у дошкольников представлений о правильном питании и формированию осознанных здоровых пищевых привычек в настоящее время особенно актуальна и требует системного подхода. Для формирования у детей правильных представлений о культуре питания, о значимости здоровой пищи для человека мной был создан и реализован педагогический проект «Детям о здоровом питании».

Реализация проекта осуществлялась в три этапа.
1 этап – организационно – подготовительный:
-изучение научно – методической литературы,   передового  педагогического опыта по теме проекта;
-разработка перспективного плана и конспектов занятий познавательного цикла;
-подбор художественной и познавательной  литературы по теме; 
-подбор иллюстраций; 
-изготовление лото, дидактических игр по теме проекта, атрибутов для сюжетно – ролевых игр.
-подготовка консультаций  для родителей по темам: «Формирование здоровой пищевой привычки – основа здоровья ребенка; «СанПин на защите здоровья ребенка»; «Научно – промышленные технологии получения продуктов – реклама и реальность»; «О пользе раздельного питания».

2 этап – практический. Реализация проектных мероприятий:
-чтение художественной литературы; 
-цикл бесед и познавательных мультимедийных презентаций, освещающих круг вопросов: «Что необходимо человеку для того, чтобы жить и чувствовать себя хорошо?»; «Для чего организму человека нужна вода?»;  «Какие продукты полезны для человека, а какие вредны?»; «Почему нужно кушать каши?»; «Где «живут» витамины?»; «Какие продукты «не дружат» друг с другом?» (о раздельном питании); «Вкусное  не всегда «полезно»; «Что можно купить в продуктовом магазине?».
-сюжетно – ролевые игры: семья, продуктовый магазин, доктор;
-лото (продукты питания), дидактические игры.
-создание альбома «О вкусной и полезной пище»;
-мастер – класс «повара и поварешки» - цикл совместных мероприятий с родителями и детьми;
-создание памяток – буклетов о полезной и вредной пище, о продуктах, которые не следует покупать в магазине или на рынке, о вредных для здоровья технологиях обработки продуктов.

3 этап – итоговый:
-подведение итогов проекта;
-систематизация методических разработок, пособий, мультимедийной продукции.
Для контроля реализации проекта использовались методы:
-анкетирование родителей, интервьюирование детей;
-педагогическое наблюдение;
-контроль своевременной реализации календарного плана.
Для решения задач проекта были разработаны следующие методические материалы:
-развернутое календарно - перспективное планирование;
-сборник консультаций, статей для родителей и педагогов по формированию представлений и привычки к здоровому питанию (конспекты, сценарии мероприятий,  фотографии, альбомы,  видеозаписи); 
-серия мультимедийных презентаций о здоровой пище, правилах здорового питания.

Результаты реализации проекта:
-в группе создана система взаимодействия с родителями по формированию у детей представлений о здоровом питании, здоровой пищевой привычки;
-дети имеют представление о полезной и вредной пище, правилах здорового питания;
-у детей сформировано позитивное отношение к здоровой пище.

Список использованной литературы:
1.Алексеева А.С. Организация питания детей в дошкольном учреждении: пособие для воспитателей детского сада.-М.:Просвещение, 1990.- 210 с.
2.Маталыгина О.А. Все о питании детей дошкольного возраста.-М.:Фолиант, 2009.- 272 с.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...