Государственное
бюджетное учреждение культуры Краснодарского края «Краснодарский историко-археологический
музей-заповедник
им. Е. Д. Фелицына»
Муниципальное казённое учреждение
муниципального образования город Краснодар «Краснодарский научно-методический
центр»
Методическое
пособие
«Ознакомление
дошкольников с историей и культурой Кубани»
Краснодар, 2021
2.5. Краснодар - Екатерины дар
Конспект культурной практики «Краснодар – Екатерины дар»
Амбарцумян Екатерина Рамазановна, заместитель заведующего
МБДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад №
232»
Цель: обогатить знания детей
об истории Кубани.
Задачи:
Образовательные
-
приобщать детей к
народной культуре; - расширять словарный запас дошкольников.
Развивающие
-
развивать познавательный
интерес к истории своего народа; - развитие творческих способностей детей.
Воспитательные
-
воспитание
патриотических чувств;
-
воспитание чувства
ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного
наследия своего края.
Оборудование, материалы
и оснащение: интерактивное
оборудование; презентация
«Краснодар – Екатерины
дар» (с
изображениями экспонатов музея им. Е. Д. Фелицына «Екатерина
Великая», «Екатеринодарская крепость»),
фоновая музыка для подвижных игр (народная), дудка,
красный флажок, 5 – 6 больших платков (шалей).
Предварительная работа: разучивание песни
«Мы с тобой казаки» (вся группа); заучивание с ребятами стихотворения «У нас на
Кубани» (4 воспитанника).
Ход культурной практики:
Мотивация
Воспитатель - Здравствуйте, ребята!
Свободные высказывания детей.
Воспитатель - Знаете ли вы, что такое
музей и для чего он нужен?
Свободные высказывания детей.
Воспитатель – Вы совершенно верно сказали.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию по музею им.
Евгения Дмитриевича Фелицына и посмотрим на экспонаты, представленные в нем. А
для начала хочу у вас спросить, как надо относиться к музейным экспонатам?
Свободные высказывания детей.
Воспитатель – Полностью с вами согласна!
Почему мы должны бережно относиться к этим объектам?
Свободные высказывания детей.
Воспитатель – Прошу обратить внимание на
экран.
На экране изображение экспоната музея им. Фелицына «Екатерина Великая» Воспитатель - Вы знаете, кто изображён?
Свободные высказывания детей.
Воспитатель – Отлично! Да, перед вами
Екатерина Великая. Она - государыня российская, императрица, которая в XVIII
веке стала царицей государства Российского. Она укрепила российскую державу. В
ее правление достигла влияния и могущества, она умела дружить с другими
государствами, а с теми, кто хотел напасть на страну, не давала своих подданных
в обиду, она приказывала своим генералам собирать войска, воевала и выигрывала
войны. В государстве всё было хорошо и
спокойно, было всего много, поэтому население государства в те времена
увеличилось почти в два раза.
Воспитатель - А сейчас я вам предлагаю
взять бинокли, вы можете их сделать из своих кулачков и внимательно рассмотреть
изображение на экране. Что интересного вы заметили?
Свободные высказывания детей.
Воспитатель – Это изображение экспоната из
музея им.Фелицына, фигура выполнена из воска (восковая).
- А из чего еще делают скульптуры?
Свободные высказывания детей.
Воспитатель - Царица Екатерина думала о защите южных
рубежей нашей страны и хотела, чтобы на постоянной основе тут жили люди,
способные защищать эти места, как свои родные. Тогда она понимала, что, если
собрать всех казаков с России и подарить им земли на юге страны, они будут
очень благодарны. И более того будут самоотверженно защищать свои земли и
границы Родины. Она была очень мудрой царицей, потому так и сделала. И так как
земли вольные казаки получили в дар от Екатерины, то и первоначально «войсковой
град» получил название Екатеринодар. В благодарность Екатерине в городе имеется
памятник с самой Императрицей и казаками, у ее ног, и той самой «Жалованной
грамотой», которой она одарила казаков землей. Давайте споём песню, которую мы
знаем о казаках.
Песню «Мы с тобой казаки» исполняют дети с
воспитателем и музыкальным руководителем.
Воспитатель - Сколько положительных эмоций дают добрые
песни. Как вы считаете?
Свободные высказывания детей.
А теперь можем поиграть, хотите?
Свободные высказывания детей.
Игра «Казачья» Ход игры:
Дети стоят в кругу. В
центре круга стульчик - «боевой конь», на котором сидит «командир», в руках у
него дудка и красный флажок. Дети по кругу скачут на воображаемых лошадях,
левая рука вытянута вперед, правая поднята вверх. По сигналу дудки «командир»
соскакивает с «коня», кладет флажок на пол и становится в общий круг. Все дети
маршируют по кругу за «командиром». «Командир» дудит в дудку. Двое ребят,
остановившиеся рядом с лежащим на полу флажком, поворачиваются спиной друг к
другу и бегут в противоположные стороны по кругу. Тот, кто первым возьмет флажок
и вскочит на «боевого коня», становится «командиром».
Воспитатель - Молодцы, ребята! Отлично
размялись. Посмотрите, что это на экране?
Свободные высказывания детей.
На экране изображение экспоната музея
им. Фелицына «Екатеринодарская крепость»
Воспитатель - Предлагаю вам побеседовать о
следующем экспонате музея им. Е. Д. Фелицина - макете Екатеринодарской
крепости. Ребята, как вы считаете, для чего строились крепости?
Свободные высказывания детей.
Воспитатель – Интересные ответы. Со времен
возникновения нашего города, крепость играла важную роль в военной и
гражданской жизни. Она была заложена в 1793г. и должна была стать новым местом,
где находилось управление войском, куренями, главными здания (почтой,
больницей, библиотекой). Городом Екатеринодар считался лишь потому, что в нем
находилась крепость и войсковое правительство. Крепость стояла на возвышенном
месте вдали от городских кварталов, как бы прикрывая своими укреплениями со
стороны реки. У крепости имелись укрепленные ворота - башта. В самой крепости стояли курени (жилые
помещения), образуя собой квадрат. В центре была установлена походная Троицкая
церковь, замененная затем большим деревянным Вознесенским собором. Предлагаю
вам построить из кубиков крепость, а потом продолжить рассказ.
Дети строят из деревянных конструкторов
крепость.
Воспитатель – Хорошие и надёжные
получились у вас крепости. В начале XIX века в Екатеринодарской крепости
находились: денежная кладовая, пороховой погреб, артиллерийский арсенал.
Позднее сюда был переведен войсковой госпиталь, и большая часть куреней стала
больничными палатами. С Екатеринодарской крепостью связано как становление
нашего города, так и многие исторические события. На крепостной площади
проходили парады, посвященные знаменательным событиям. А в начале прошлого века
на месте куреней были построены кирпичные здания (первые в нашем городе). Чем же интересен и необычен кубанский
курень?
Свободные высказывания детей.
Воспитатель - Молодцы! Хотите поиграть?
Игра «Курень» Ход игры:
В разных концах зала ставятся стулья (5 –
6 шт.), на которых лежат шали (большие платки). Дети образуют вокруг стульчиков
круги по пять - семь человек. Под веселую музыку дети перемещаются врассыпную
по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут платок и
вытянутыми над головой руками натягивают его, делая крышу над головой.
Воспитатель - Ребята, вот мы с вами и пронаблюдали,
что же такое курень. А сейчас дети, которые хотят могут рассказать
стихотворение о нашем благодатном, богатом и любимом крае.
Стихотворение «У нас на
Кубани» (читают четверо воспитанников)
1.Все в цвету: хутора и станицы
До чего же ты, край мой, красив
Все вокруг затопляет пшеница Золотой ненаглядный
мотив.
2. От предгорий до плавней Тамани
Все хлеба и хлеба без конца
И гудят напряженно комбайны
И стучат напряженно сердца.
3.В хлебе солнце с землею роднится,
В хлебе сила и слава страны
И нечто с ним не сможет сравниться
Нет ни меры ему, ни цены.
4. Степь в хлебах, да над степью соколы,
Да сады – отрада для глаз
Быть кубанцем – честь высокая Край особенный у нас.
-
Спасибо, ребята!
Рефлексия
Воспитатель - Действительно, наш край особенный. Нам
очень повезло, что мы родились и живем в Краснодаре.
-
Вам понравилось
сегодняшнее путешествие в Краснодарский музей имени Е.Д. Фелицына?
-
Что нового вы узнали?
-
Ребята, вы молодцы!
Если остается свободное время, можно предложить ребятам разделиться на
группы и слепить из пластилина макет Екатеринодарской крепости. Поддержать
детскую инициативу!
За участие в создании электронного методического пособия наша дошкольная организация, в лице заведующего, Карпоевой Натальи Андреевны, была отмечена Благодарственным письмом МКУ КНМЦ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий