Развитие речи, приобщение детей к чтению

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ?



https://drive.google.com/drive/my-drive
Часто можно видеть, как ребенок из раза в раз просто повторяет строчки, не вдумываясь в смысл слов, старается механически их запомнить, чтобы потом их так же механически пересказать.
Это не совсем правильный путь. Это занимает много времени, а в итоге ребенок это стихотворение не чувствует, не понимает, и относится к этому как к обязанности. Ничего хорошего это не приносит.
Как сделать так, чтобы ребенок без лишнего напряжения выучил стихотворение, получил от этого удовольствие, чтобы он это стихотворение достаточно долго помнил? Чтобы он любил учить стихотворения и наслаждался этим процессом?

Во-первых, нужно провести подготовительный этап, во время которого ребенок сможет целостно прочувствовать свой стих. Для этого вам нужно выразительно прочитать ребенку это стихотворение, сказать ему: «Я сейчас буду читать, а ты слушай и просто представляй то, о чем в этом стихотворении говорится». В таком случае ребенок, кроме прочего, получит опыт выразительного чтения, услышит его на уровне восприятия, поймет, как нужно выразительно читать.
Дальше можно начинать учить сам стих. Каким образом? По смысловым кусочкам – например, по четверостишьям.
И здесь очень хорошо подключать навык визуализации, чтобы ребенок не только слышал, но и видел стихотворение. Он должен представлять картинки, можно даже схематично нарисовать их на бумаге. Зарисовали – ребенок смотрит на картинку и повторяет.
Потом берете следующую часть стихотворения и так же прорабатываете. Затем можно вернуться к первой картинке и попытаться повторить уже два четверостишья. И постепенно по этим картинкам ребенок прорабатывает все стихотворение. Этот процесс обычно детям очень нравится!
Затем, чтобы это стихотворение осталось в памяти надолго, нужно выработать определенную систему повтора. Выучили стих – через час вернулись к картинкам и попросили снова его рассказать. И если возникают какие-то сложности с определенными четверостишьями, либо подсказывайте ему, либо прорабатывайте этот момент еще раз.
Вначале повторы должны быть частые – пока это не уложится в долговременную память: через час, потом через три часа, через шесть часов, затем утром и т.д. Потом уже картинки становятся не нужны, т.к. они остаются у ребенка в голове. Он может это стихотворение воспроизводить уже по памяти, с удовольствием, с выразительностью.
И в конце закрепите успех ребенка: похвалите, дайте что-то вкусное. Это должно быть значимо для ребенка, и он должен видеть, что для вас это тоже значимо.
После этого при любой возможности (на Дне Рождении, каком-либо празднике) просите его рассказать это стихотворение. Если он будет часто выступать, он будет понимать, что людям это нравится, и ему это будет приятно.
Таким образом, учить стихи надо так, чтобы это приносило удовольствие, чтобы ребенку потом вновь и вновь хотелось их рассказывать и вспоминать!
Источник: http://nburakov.ru/kak-pomoch-rebenku-vyuchit-stixotvorenie/

________________________________________

"СКАЗКА КАЖДЫЙ ДЕНЬ"


С грустью приходится констатировать факт, что мы разучились общаться друг с другом. Темп жизни такой, что нам все время некогда, мы все время куда-то спешим, на бегу успевая кивнуть головой соседу, бросить по телефону пару состоящих в основном из междометий фраз, отмахнуться от дергающего за юбку собственного чада.

Вечерние семейные чаепития – время тесного общения – стали редкостью. Место самовара в нашей семье прочно занял телевизор. Мы привыкли к этому. А наши малыши, которые только начинают познавать мир, учатся говорить?
Они настроены на общение с нами.

Статистика утверждает, что в последнее время именно дети становятся инициаторами общения с нами, взрослыми, они чаще обращаются к нам с просьбами, вопросами, пытаются рассказать о волнующий их событиях;и здесь важно не отмахнуться от подыскивающего нужные слова малыша, а стать внимательными слушателями и активными партнерами, помогая ребенку быстрее освоить такой трудный родной язык, создавая наиболее благоприятную обстановку для его речевого развития.

Чем чаще всего мы занимаемся дома с сыном или дочкой? Рисованием и чтением. Мы покупаем красивые книги и, устроившись поудобнее на диване, иногда в сто пятый раз перечитываем полюбившуюся ребенку сказку. А если попробовать пойти другим путем, который поможеь малышу быстрее научиться правильно формулировать свои мысли и выражать их словесно? Для этого необходимо создать такую ситуацию, чтобы малыш был пассивным слушателем, а активным рассказчиком. Например, для этого можно предложить совместное чтение(рассказывание) русской народной сказки «Курочка Ряба» с дальнейшим обыгрыванием сюжета(такую методику можно использовать и при чтении или рассказывании других литературных произведений, которые наверняка есть в вашей домашней библиотеке).

Подберите игрушки – персонажи выбранной вами сказки, если это «Курочка Ряба», в доме всегда можеой найти деревянное яичко, куклу, которая будет бабушкой, курочку(если нет игрушки, то можно заменить ее картнкой или коробочкой из-под кубиков с изображением курицы) и т.п.

А можно ребенку предложить самому найти игрушки- заместители. «Что у нас будет яичком?» - ребенку можно принести шарик и сказать, что это яичко, а кусочек меха мышка. «Давай посмотрим яичко- какое оно?» (маленькое, круглое). «А мышка, какая она?» (серая, пушистая, мягкая). «Хвостик у нее…?» (длинный).

Сначала вы обращаете внимание ребенка на видимые качетсва предмета. Намного позже называете состояние, характеристику персонажа(мышка добрая, веселая, ичко вкусое и т.п.).

Лучше всего, если рассказывание будет проходить за столом, на котором лежат найденные персонажи сказки, они уже с самого начала привлекают внимание ребенка, он может их рассмотреть, поиграть с нами.

Спросите у малыша: «Ты узнал, кто это?» - показывайте игрушки по очереди, пусть ребенок называет их. Например: «Это…», Ваша интонация незавершенности как бы указывает на то, что он должен ответить и назвать игрушку, «Это…бабушка…», «Это…яичко, «Это… Курочка Ряба» (если малыш молчит, то после небольшой паузы называете вы), Затем вы читаете сказку.

Можно предложить: 1.Взрослый читает сказку, не прибегая к помощи игрушек, 2.Во время чтения при, названии того или иного персонажа он берёт его в руки и показывает ребёнку. Например: «Жили-были (показ игрушки) дед и (показ игрушки) баба. И была у них(показ игрушки) Курочка Рябя» и т.д.

Детям очень нравится слушать одну и ту же сказку несколько раз. Поэтому вы смело предлагайте ребёнку сделать это ещё раз, но вместе с вами. Делая при чтении небольшие паузы, предлагайте ребёнку закончить начатую фразу: «Жили-были…» Вы показываете игрушки, а ребёнок их называет. Можно поменяться ролями: вы называете, а ребёнок показывает.

После чтения оставьте игрушки, чтобы малыш смог ещё раз самостоятельно с нами поиграть.

Таким образом, в игровой форме, при совместном рассказывании развивается и грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными и глаголами в роде, числе), и звуковая сторона ее, обогощается словарный запас.

Эти умения можно развивать и на прогулке, и по дороге в детский сад или перед сном, спросите: «Как кудахчет курочка?» (ко-ко-ко). «Как пищит мышка?» (пи-пи-пи), «Как дед бил яичко?» (тук-тук-тук). «А как баба (дед) плачет?» (ааа-ааа).

Ребёнок может и не повторять за вами звукоподрожательные слова, а придумать свои собственные.

Спустя какое-то время вы снова предлагаете ребёнку послушать сказку «Курочка Ряба». В этот раз (и это вы сразу же сами почувствуете) малыш уже активнее включится в процесс рассказывания. Он будет вторить вам или же заканчивать фразу, изображать как самих персонажей сказки, так и их действия: дед бил яичко – «тук-тук-тук», курочка кудахчет – «ко-ко-ко», мышка побежала – «пи-пи-пи», баба плачет – «аааааа». Но не забывайте делать короткие паузы, чтобы ребёнок мог включиться в действие.

После этого вы можете предложить показать, как бегает мышка (тихо, неслышно), как она вильнула хвостиком (можно малышу привязать ленточку или красивую веревочку – это будет хвостик), попищать негромко. Следующим этапом в разыгрывании сказки быть ее инсценировка. Для того чтобы она проходила интереснее, в нее должны включаться и вы (быть не только рассказчиком, но и участником действия).

Можно приготовить костюмы для различных персонажей сказки. Имеется в виду не настоящие костюмы, а отдельные элементы, которые можно подобрать очень просто. Для бабки – платок, для деда – кепку, для мышки – хвостик и варежки, и т.п.

«Давай покажем сказку «Курочка Ряба» для твоих игрушек», - на диване, ковре расставляются игрушки, которым будет показываться сказка. «Кем ты будешь?» - ребенок сам выбирает себе роль (это очень важно) например «Бабкой». «А что бабка носит на голове?» (платок). «Я буду мышкой, - говорит мама, - У мышки есть ...» (показывает ленточку, ребенок добавляет слово «хвостик»).

Так как ребенку данного возраста трудно изображать несколько ролей, то он выбирает себе одну, а все остальные вы изображаете вместе. Взрослый обязательно привлекает ребенка к рассказыванию (как это предлагалось выше, делая паузы, чтобы он смог включиться) и изображению действий. Если ребенок выразит желание, то при повторной инсценировке можно поменяться ролями.

Так в процессе игры ребенок постепенно учится правильно говорить, осваивает небольшие грамматически оформленные фразы, в которых существительные изменяются по чилсам и падежам, глаголы – по лицам, числам и временам: «Дед бил-бил»; «Баба била-била»; «Мышка бежала» и т.д.

Кроме того, малышу предоставляется возможность действовать с игрушками самостоятельно, он может свободно выражать свои чувства и впечатления. Повторяя звукоподрожательные слова, ребенок учится чётко и правильно произносить отдельные звуки, развивает силу голоса и темп речи.

А в целом такая игра развивает все стороны речи ребенка – звуковую, лексическую, грамматическую, кроме того, у него постоянно формируется интерес к литературным произведениям.
_______________________________________

ИГРАЕМ И УЧИМ ПРЕДЛОГИ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ


Самостоятельно ребёнок не может постичь мир вещей. Какие-то свойства предметов можно открыть самому – форму, цвет, размер, вес. Но главное  - назначение предмета, как им пользоваться. Это можно узнать, только подражая действиям взрослого, получать информацию о предметах и явлениях, манипулировать этими предметами. Нужно общение. Речевое общение. Ведь развитие речи делает возможным всё дальнейшее психическое развитие.

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

 - речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;                                                                                                      
 - речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.  

Какие показатели свидетельствует о том, что речь детей младшего возраста развивается полноценно? К концу года дети  должны выполнять простые словесные поручения, воспринимают несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.); начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте. У них хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы. Дети с готовностью откликаются на  предложения почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.
                                          
Какие правила могут обеспечить необходимый уровень речевого развития?

1.     Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2.     Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3.     Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4.     Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5.     Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6.     Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7.     Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук,  следовательно и речь.

8.     Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9.      Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10.  Читайте с ребёнком художественную литературу  сказки, стихи, потешки, загадки  – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.                                                                 
11.   Речь взрослого – образец для подражания.

Говорить не спеша, внятно, размеренно, четко произносить звуки, не употреблять лишних слов.

12.    Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.                                                                    

13.  Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.                                              

14.  Играйте с ребёнком в разные игры. 

Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.                                                                         
Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов

Предлог в грамматике - это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова).

Однако у детей часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова», так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:

НА - это значит на поверхности чего-то (на столе)

В - это означает внутри чего-то (в столе)

ПОД - внизу под чем-то (под столом)

НАД - вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)

ОКОЛО - рядом с чем-то (со столом)

ЗА - как бы спрятано позади чего-то (позади стола)

ПЕРЕД - впереди чего-то (впереди стола)

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА.взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия).

То же самое проделывается и с предлогом В(каждое действие «оречевляется»). При объяснении значений предлогов можно использовать наглядность - схемы.

После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на них изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога. При этом ребёнок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов.

Примеры «оречевления»картинок:

*              Чайка летит над водой.

*              Белка сидит в дупле.

*              Птица сидит на ветке.

*              Мяч лежит под книгой.

*              Дети играют около дома.

Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т. д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком.

Далее ребёнку можно предлагать и такие вопросы: «С чем можно сделать бутерброд?»

(с маслом,с сыром, с колбасой и т. д). «Из чего делают игрушки?» (из ваты, из дерева, из пластмассы, из металла и т. д.)

Значительную помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи, Вам окажут игры.

1. Игра «Что мы делали, не скажем...»

Взрослый изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям.

Например:

*              Мама вышла за дверь.

*              Папа положил газету на стол.

*              Бабушка налила чай в чашку. И т. д.

2. Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов). Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги обозначающие пространственные отношения (выше, ниже.слева, справа, между, перед, сзади и др.)

*              Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?

*              Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?

*              Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?

*              Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?

*              Положи яблоко перед куклой. Куда ты положил яблоко? Где оно лежит?

3. Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения:В - ИЗ, НА - С: К - ОТ).

Занятия с детьми дома – это всегда радость и для взрослого, и для ребенка. Нельзя принуждать  ребенка заниматься, нужно внимательно за ним наблюдать и делать игры интересными и увлекательными. Как сделать занятия и игры увлекательными для детей трех лет?

Занятия с детьми дома  по развитию речи должны проводиться в форме интересных игр, увлекающих и маму, и детей.  Домашние речевые игры с детьми трех лет направлены на: 1) развитие мышления ребенка, 2) обогащение словаря малыша новыми словами, 3) развитие языкового чутья, 4) предупреждение грамматических ошибок, 5) развитие умения связно выражать свои мысли, 6) развитие артикуляционного аппарата для правильного произношения всех звуков.

В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр  затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута» и молча показывают пальцем, не зная как правильно сказать)

Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми. Все малыши трех-четырех лет очень любят играть и очень легко учатся в игре. Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет родителям  научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В,  НА, ПОД, ОКОЛО.

 Игры для детей 3-4 лет

Игра 1. Играем в прятки с Мишкой.

Возьмите в руки любимую игрушку ребенка, например мишку. Предложите малышу поиграть с мишкой в прятки. Скажите: «Мы будем прятать от Мишки конфету (или мячик или любой другой предмет), а мишка – ее искать».

Мишка закрывает глаза  (поверните игрушку мордочкой к стене), мы с ребенком  в это время прячем конфету. Затем Мишка открывает глаза и  начинает искать конфету. ВАЖНО: при этом мишка будто бы говорит сам себе вслух и указывает лапой на нужное место: «Где же они конфету положили? А! Наверное, на столе! Нет, на столе нет. Под столом? Ой, и под столом нет! Куда же Дашенька (Витенька и т.п.) ее спрятал от меня? Может быть в столе??? Ой, и в столе нет…. Может быть, подскажешь, где она? А!!!! Около стола!!! Вот она!!!!» (Мишка радостно дает конфету ребенку)

В этой игре пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи Мишки, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет:

1)   Каждый раз меняйте предмет, который прячете и игрушку. Например, зайка может искать настоящую морковку, кукла – бантик, собачка – миску с едой,  и т.д. в зависимости от того, какие игрушки есть у Вас дома.

2)   Каждый раз меняйте и предмет,  у которого Вы прячете секрет для игрушки:

В коробке для игрушек, на коробке, под коробкой, около коробки
В сумке,  на сумке, под сумкой, около сумки
В пенале, на пенале, под пеналом, около пенала
В буфете, на буфете, под буфетом, около буфета
В шкафе, на шкафе, под шкафом, около шкафа.
Т.е.  в первый раз искал мишка конфету на столе, под столом и т.д. В следующий раз кукла ищет бантик в шкафу, на шкафу, под шкафом и т.д.  В третий раз бегемотик ищет мячик  на сумке, в сумке. В четвертый игрушечный цыпленок ищет свою маму-курочку  и т.д.

При повторении игры малыш захочет подсказывать персонажу местонахождение предмета, дайте ему такую возможность. Только вот персонаж у нас будет не очень понятливый. «Под коробкой ищи», — кричит Ваш сын. «А! Под коробкой, сейчас посмотрю», — говорит зайка. А ищет-то неправильно -  на коробке. «Да не на коробке, а под коробкой», — исправляет трехлетний ребенок. «А!!! Понял, — говорит зайка, и снова ошибается, ища около коробки. «Ты около коробки ищешь, а надо  искать под коробкой», — сочувственно произносит Ваш ребенок. И зайчик его слушается и находит предмет.  Задача речевой игры выполнена – ребенок  незаметно для себя научился правильно употреблять эти 4 предлога.

Прием преднамеренной ошибки прекрасный прием в проведении речевых игр с детьми по любой теме. Исправляя героя и обучая его, дети сами быстро и легко усваивают учебный материал.

Как часто стоит проводить такие занятия с детьми дома? Какова  должна быть их продолжительность?

Продолжительность игры обычно – 5 минут. Если ребенок делает ошибки, то лучше проводить речевую игру ежедневно с разными игрушками. Главный принцип — «лучше два раза в день по  5 минут, чем один раз в день 10 минут до усталости». Игру надо прекращать тогда, когда малыш еще хочет ее продолжить.


Игра 2. Котёнок и собака.

Эта игра  — одна из самых любимых у  маленьких учеников.  Это одна из любимых игр родителей и детей в дороге, в очереди или другом месте, где надо занять малыша. Её несомненное достоинство – она не требует ни специальных предметов, ни места и при этом очень интересна детям.

Кстати, во все игры этой рубрики можно играть не только на русском языке. Когда дети вырастут, их можно будет использовать и для обучения иностранному языку.

Играем мы в эту речевую игру так.

1. Выбирается водящий. Это взрослый или старший ребенок (5 лет и более). Он играет роль собачки.

2.Все участники игры одну ладонь складывают в кулачок. Это домик для котенка. Неважно, какая рука будет изображать домик – правая или левая.

3. Показываем указательный палец другой руки.  Это котенок.

4. Котенок маленький, он любит прыгать. Вот он прыгнул на домик (указательный пальчик ставим на кулачок). Под домик (указательный пальчик поставить под домик). Бегает около домика (указательный пальчик около кулачка). Вдруг прибежала собака и залаяла «Гав-гав-гав» . Котенок – прыг и в домик! (указательный пальчик нужно быстро спрятать в кулачок, пока собачка за него не ухватилась). Собачка – ведущий старается поймать котенка или котят, если играют несколько человек. Если ведущий поймал пальчик-котенка, то они меняются ролями в следующей игре.

5. В дальнейшем команды  водящего в игре звучат так: на домик, под домик, около домика, в домик. На команду «в домик» надо быстро спрятать свой пальчик.

6. При повторении речевой игры можно специально путать детей.

·        Говорить ритмично и медленно: на-под-на-под-на-под и т.д. много раз (ребенок начинает ритмично подговаривать – повторять эти слова и от монотонности теряет бдительность), и в это время нужно резко  неожиданно  для ребенка сказать – «в домик!»

Говорить резко и быстро команду «на домик». Дети начинают прятать котят в дом. «Разве я сказала в домик? Собачки нет, котенок на домике сидит». И тут же дать следующую команду  очень мягко  и вкрадчиво -  «В домик». Ребенок ожидает, что команда ловить котят будет произнесена резко и быстро, и чаще всего не успевает убежать от собачки или успевает убежать в самый последний момент. Этот вариант приучает ребенка ориентироваться на содержание слов, а не на интонацию.
Чередование разных вариантов игры очень интригует детей. Они всегда ждут от взрослого подвоха и поэтому очень внимательно слушают его слова и выполняют команды, что нам и нужно!
В данной речевой игре ребенок в-основном еще только слышит пространственные предлоги, сам их не говорит. Но уже должен правильно выполнять команды, т.е. соотносить слово и положение предмета. В дальнейшем ему можно давать роль ведущего. Но здесь всё зависит от особенностей ребенка:  для 3-летнего медлительного малыша эта роль не очень подойдет, но зато подвижный шустрый ребенок выполнит ее с удовольствием.

Проводите игры с любимыми персонажами ребенка и любимыми сюжетами сказок. Один малыш будет с удовольствием играть с обычным зайчиком, другому больше нравятся динозавры, третьему – смешарики. Используйте этот ключ – и у Вас всё получится!

 В третьей игре мы переходим к следующему этапу – активному употреблению в речи предлогов на, под, в, около.

 Игра 3. Загадки.

Вариант 1.

Положите на стол коробку и спрячьте несколько игрушек в коробку, несколько на коробку, несколько под коробку, и несколько предметов положите около коробки.

Предложите ребенку отгадать Вашу загадку. Например: «Эта игрушка лежит  в коробке. Она большая». «Это мячик!», — догадывается ребенок. Ведь в коробке только две игрушки – большой мячик и маленький зайчик.

«А теперь ты мне загадай загадку», — просит мама. «Это на коробке», — говорит ребенок трех лет. Вы спрашиваете: «Он длинный?» «Нет», — отвечает малыш. «А он желтый или оранжевый?», — спрашиваете Вы.  — «Оранжевый».  – «Я догадалась. Это апельсин?»

В этой игре от ребенка уже требуется точно назвать местонахождение предмета, употребив нужный пространственный предлог.

Чтобы усложнить отгадывание можно класть больше предметов, подбирая их разного цвета, формы, размера.

Ваш ребенок с удовольствием будет принимать участие в раскладывании предметов и загадывать Вам загадки – разрешите ему это сделать. Обучая Вас ребенок учится сам! А еще ребенок 3 лет великолепно учится, загадывая загадки игрушке, особенно если игрушка «непонятливая» и часто ошибается. Исправляя ошибки игрушки, ребенок уже не допустит их сам!

Вариант 2.

Для речевой игры возьмите 5 предметов. Один положите на коробку, два – около коробки, один – в коробку, один – под коробку. Ребенку нужно запомнить, где что находится. Закройте покрывалом Ваши игрушки и коробку и спросите ребенка: «Где спрятался ёжик / белочка и т.д.» Загадайте загадку: «Он белый, пушистый, с длинным ушами. Где он сидит?» Уберите платок или покрывало и проверьте. Отгадав, ребенок получает игрушку.

Преимущество занятий с детьми дома в  отличие от занятий в группе детей в том, что мама всегда может подстроиться под интересы  ребенка, подольше задержаться на том, что вызывает у него сложности.

Если ребенок не ошибается в словах «под» и «около», но путается в предлогах  «на» и «в» -  то в нескольких играх используйте только эти два трудных для малыша слова, пока он не перестанет ошибаться. А затем уже введите в речевую игру все 4 слова.

Игра 4. Что изменилось? (предлоги в, на, под, около).

Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку — под машину.

Предложите ребенку  запомнить, кто где находится.  Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну, раз догадался – теперь твоя очередь мне загадку загадывать.

Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось.

Если малышу трудно назвать, что изменилось, немного подскажите ему: » Вспомни, где сидел мишка? А где он теперь! Умница, какая ты внимательная!!!»

Игру можно повторять несколько раз с разными игрушками и предметами.

______________________________________________________

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

        Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.
        Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.                 
        Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
        Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
          Развивая связную речь, следует учить детей:
·         Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
·         Задавать вопросы;
·         Активно включаться в разговор;
·         Объяснять содержание картины, ситуации;
·         Рассказывать о предметах, игрушках, событиях.        Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории.
        Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам  о каких-то интересных событиях.
        Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный…).        
              Грамматический строй речи заключается в:
·         развитии умения согласовывать слова в предложении;
·          употреблении ласкательно-уменьшительных слов;
·          употреблении прилагательных, глаголов.
              Предлагаемые задания:
·         «Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.
·         «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…
·         «Добавь слово»: дом – домик, стол-…(столик), ложка-…(ложечка), стул-…(стульчик).
   Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже сейчас:
·         развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
·         поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
·         упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».
·         развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
·         Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»…).
·         Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/20/konsultatsiya-dlya-pedagogov-i-roditeley-razvitie-rechi-detey

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...