Познавательное развитие детей

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ РАССКАЗЫВАТЬ ОБ АРХИТЕКТУРЕ?


Архитектура– это то, что нас окружает почти всегда (кроме времени, когда мы на дикой природе). Важно, чтобы люди (не только дети) начали замечать и анализировать, что происходит вокруг них. Пытались понять, как устроен этот мир. Архитектура создает определенный настрой, рождает мысли и желания. Хорошо, когда человек может отслеживать, что именно влияет на его состояние. Иногда это делается намеренно, иногда случайно. 

Стоит знать, как защитится от этого влияния, или наоборот – куда пойти, чтобы успокоится или вдохновится. Например, поехать в Петергоф, чтобы развеять депрессию, или уехать в Прагу и вынашивать новые планы. Есть и более простое применение – спрятаться в маленьком закрытом пространстве на пару часов или, наоборот, найти место, где видно больше неба. Но это сложное объяснение, для взрослых. Дети по природе своей любопытны и готовы воспринимать факты и информацию «просто так», впрок. И да – им можно рассказать об архитектуре. Для кругозора, общего развития, развития объемно-пространственного мышления. Но больше – для умения задавать вопросы и искать ответы: а почему так, на чем держится вот та штука? 

Какой способ лучше выбрать для знакомства с архитектурой?

Архитектуру, конечно, лучше всего смотреть в естественных условиях. Но проблема в том, что очень редко на улице можно видеть архитектуру, которая является произведением искусства. Ее приходится смотреть по картинкам. Но детали можно увидеть и на наших многоэтажных домах. Всегда есть возможность обратить внимание ребенка на то, что на последнем этаже многоэтажки нет окон. Там, как правило, ряд глухих плит. Почему? Можно ли их как-то выделить? А если ли на них нарисовать картины? А потом дома или в музее поговорить о греческих фризах и понять, что и наши многоэтажные дома готовы принять в себя это оформление. 

Так же в любом городе можно разглядывать окна и видеть, что они разные. Даже на самых простых многоэтажных жилых домах окна хотя бы трех типов – для кухонь (маленьких комнат), для больших комнат, лестничные. А есть еще окна с балконами. И все окна разные. А на детских рисунках часто окна одинаковые. Это из-за того, что дети не заметили, не обратили внимания, не задумались. Если им сказать о том, что окна в домах разные, то, видя фотографии домов в других городах, они заметят, что окна отличаются. 

Как разглядеть в малыше архитектора?

Есть классический подход: увидеть однажды, что «малыш любит строить домики». Строить домики-укрытия любят все дети. Но если из любого конструктора малыш строит в первую очередь дом, а не машинку – скорее всего ему это важно и нужно. И шансы стать архитектором у него есть. Но не обязательно архитектура должна стать его профессией.Профессиональная ориентация – это уже у подростков. Готовы ли они идти в архитекторы и заниматься этим всю жизнь, или это просто увлечение – это уже решится гораздо позже.

Сейчас важно дать основное количество знаний, которые пригодятся и любому художнику (в самом широком смысле этого слова) и просто для расширения кругозора…

А именно:

·        Дать представления об архитектуре как искусстве создавать сооружения, их комплексы, необходимые людям для жизни и деятельности, о разных видах архитектуры (промышленные, общественные, жилые здания; сооружение мостов, оформление площадей, набережных, памятников).

·        Об особенностях архитектуры, ее функциях (польза, прочность, красота). Польза связана с назначением сооружения (функциональность), отсюда - особен­ность конструкции; прочность означает то, что конструкция должна быть устойчивой, на­дежной, удобной для людей (например, широкий, прочный фундамент у здания, устойчи­вость стен и перекрытий); сооружение должно быть красивым и хорошо вписываться в ок­ружающую среду.

·        Декоративные элементы.

·        Роль материала, из которого строится здание, величина и протяженность объемов, распо­ложение их по вертикали и горизонтали, использование различных архитектурных украше­ний (колонны, портики, арки, решетки, скульптуры, монументальная живопись, мозаика и др.).

·        Детей подводят к пониманию типичного, обобщенного образа сооружения (например, все дома имеют цоколь, стены, крышу, двери, окна) и характерного, индивидуального (Мос­ковский Кремль, Адмиралтейство, Большой театр и др.).

·        Гармония объекта с окружающим пространством. Эстетический образ города. На экскурсиях, прогулках дети зна­комятся с архитектурой своего города, рассматривают фотографии, иллюстрации, изобра­жающие различные сооружения, приобретают практические умения (строить из имеющегося в группе материала здания, мосты, улицы города, бытовые сооружения), используют полу­ченные знания в рисовании, аппликации, лепке.

·        Известные архитектурные сооружения России и мира.

·        Труд архитектора. Подведение к пониманию того, что автор-творец целенаправленно отбирает средства выразительности для создания более выразительного образа. Выделение творческой манеры некоторых художников и скульпторов. 

·        При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.

·         Воспитание начальных ценностных установок, уважительного отношения к промыслам родного края; развитие и поддержка детского интереса к истории народных промыслов и искусства, необычным предметам, интересным художественным образам. Поддержка стремления отразить впечатления и представления в собственной деятельности.

·        Проявление предпочтений и интересов в форме коллекционирования, увлечения ручным трудом, продуктивной деятельности.

________________________________________________________________________________

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе.
Стремление узнать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и взаимоотношения характеризуют познавательный интерес.
Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах.
Прочные знания – основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить – значит знать».
Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии. Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него стремления находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений.
Наблюдение за явлениями в окружающей природе – это удивительные открытия детей, поводы для бесед и экспериментирования.
Организованные наблюдения за природой обогащают практический опыт детей и побуждают к практической исследовательской деятельности: наблюдая за дождем, дети определяют, что дождь – это капельки воды, они мокрые, подвижные, стекаются струйками по окну, по водосточным трубам в большие лужи. На практическом опыте дети убеждаются, что намоченные водой предметы изменяются, как на улице после дождя. Наблюдая за снегом на прогулке, дети отмечают его внешние свойства и особенности, придумывают слова – сравнения, определяют, почему на улице много снега и он не тает. Это подталкивает к экспериментированию: снег тает в теплой группе, снег – это вода.
В своей практике, знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегаю к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.
Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя башни из песка, играя с ним, придумывая различные истории, дети получают знания о физических свойствах песка (в сухом, в мокром состоянии, в сравнении с глиной и почвой) .
Игры с водой и песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. Экспериментируя со снегом, водой, льдом, дети научились самостоятельно характеризовать воду в тех физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твердой, в виде льда.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе.
В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, предложить ребенку понаблюдать за одуванчиком. Сколько интересных открытий он сделает! Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена легкие, как парашютики.
Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности.
К детским вопросам необходимо относится внимательно и бережно, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Встречный вопрос «А ты как думаешь сам? »
Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника. При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни замирал перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.



Источник:http://www.maam.ru/detskijsad/stimulirovanie-poznavatelnyh-interesov-detei-doshkolnogo-vozrasta-konsultacija-dlja-roditelei.html
________________________________________________________________

О ПОЛЬЗЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ




Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для Вашего ребёнка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка, обладая чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания ребёнка.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала - здания, мосты и т.д.), но и обобщенные умения - целенаправленно рассматривать предметы. Сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.
Мышление ребёнка в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении конструированию у него развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Конструируя постройку, ребёнок мысленно представляет, какой она будет, и заранее планирует, как её будет выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь ребёнка обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; ребёнок упражняется в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький), в точном словесном указании направления (над - под, вправо - влево, вниз - вверх, сзади - спереди, ближе и т.д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольника. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении - простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.
Конструирование для самых маленьких начинается с освоения элементарных навыков: выложить из пластин дорожку, построить башню из нескольких кубиков. Затем детей обучают комбинировать детали конструктора (соорудить стульчик, диван, используя кубики и пластины) и показывают различные способы использования уже знакомых деталей (из пластин можно не только выложить дорожку, но и построить забор, установив их вертикально).
Следующий этап обучения конструированию – строительство перекрытий, начиная от простенькой скамеечки или кровати и заканчивая строительством моста. Позже, используя полученные навыки дети, конструируют разнообразные домики. Причем задача постоянно усложняется за счет добавления деталей (окон, дверей, дымохода), которое достигается при помощи подстановки элементов конструктора (например, подставляем к стенке домика пластину, и получается дверь).
С 4 – 5 лет, могут использоваться более сложные виды конструкторов, позволяющие конструировать подвижные объекты, к примеру, подъемный кран или экскаватор.
Занятия по конструированию проводятся в игровой форме, то есть дети строят не потому, что это интересно само по себе, а для реализации какого-то игрового момента. То есть малыш конструирует кроватку, чтобы потом положить на нее куклу, строят мост через речку, чтобы потом под мостом проплыл кораблик, строит башенку, на которой будет сидеть птичка, ворота - через них будут ездить машинки и т.д.
Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.
Таким образом, каждый ребёнок, занимающийся конструированием,

в 3 – 4 года:
- развивает представление об основных свойствах объемных геометрических форм (устойчивость, прозрачность, протяжённость) и развивает умение воссоздавать знакомые предметы с использованием строительных деталей (дорожек, лесенок, стульчиков и т.д. 2-3 варианта);
в 4 – 5 лет:
- осваивает представления о выразительных и сенсорных признаках предметов;
- овладевает конструктивными свойствами геометрических объемных форм (такими как устойчивость, прочность постройки, заменяемость деталей);
- приобретет умение строить мебель, горки, грузовые машины, дома (3-4 варианта каждого вида).
- понимает видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строить её как по горизонтали , так и по вертикали;
в 5 – 6 лет:
- конструирует из готовых геометрических форм, создаёт варианты знакомых сооружений из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, призм, цилиндров) и тематического конструктора;
- анализирует объект, видит основные части и детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм;
- выполняет различные постройки: мосты, машины, здания, гаражи (3-4 темы и 5-6 вариантов каждой темы); варьирует постройки в длину, ширину, высоту, соблюдая заданный принцип конструкции;
- осваивает способы замещения форм, придания им устойчивости, прочности; использует перекрытия, замыкание пространства;
- творчески дополняет постройки деталями; самостоятельно отбирает средства выразительности, способы создания сооружений задуманного образа, планирует работу, дружно работает в паре, втроём.
с 6 - и лет:
- создаёт представление об архитектуре как искусстве. Создаёт сооружения разных видов (промышленные, общественные, жилые здания; мосты, площади, набережные). Создаёт представления об особенностях архитектуры, её функциях (польза, прочность, красота);
- конструирует из готовых геометрических объёмных форм и тематических конструкторов разнообразные постройки жилищного, общественного и промышленного характера по схемам, моделям, фотографиям, по заданным условиям;
- осваивает некоторые закономерности создания прочного высокого сооружения (устойчивость форм в фундаменте, точность их установки, лёгкость и устойчивость перекрытий, зависимость конструкций от назначения), использует архитектурные украшения;
- придаёт формам устойчивость, заменяет детали, совмещает их для получения форм.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...